О СВЯТОМ И ВЕЛИКОМ ЧЕТВЕРГЕ
- Подробности
- Категория: Православная вера
- Опубликовано 12.04.2023 20:09
Го́рница по́стланная прия́т Тя, Созда́теля и стаи́нники, и та́мо Па́сху сконча́л еси́, и та́мо соде́лал еси́ та́инства: тамо бо двема́ по́сланома ны́не ученико́ма Твои́ма, па́сха угото́вася Тебе́.
Тропарь Великого Четверга
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным. И мы слышим обращение к каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» – посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» – убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам решилась предать Учителя.
Нрав сребролю́бия, и о́браз твой безу́мия испо́лнь, несмы́сленный Иу́до: вве́рен бо быв еди́н то́кмо ковче́жцу, вся́ко не преклони́лся еси́ к милосе́рдию, но заключи́л еси́ жесто́каго твоего́ се́рдца утро́бу, преда́в еди́наго Благоутро́бнаго.
В Среду вечера заканчивается стихословие Псалтири, с утрени Четверга она уже не читается. На утрени Великого Четверга читается Евангелие, где говорится о событиях, предшествующих Страстям; последний раз поется один из ключевых текстов Страстной:
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
В течение четырех дней этот светилен ведет нас и обращает наш ум к той горнице, где происходила Тайная вечеря: вот я уже вижу, Господи, Твой чертог, но не могу в него войти, только Ты можешь просветить одежду моей души. Господь называется здесь Светодавцем – Тем, Кто просвещает, убеляет. Здесь вспоминается притча о не имущем одеяния брачного, который вошел на брачный пир, не сменив одежды. Это текст о судьбе каждого из нас, о степени его участия в празднуемых сегодня Церковью событиях.