Православное просвещение за нравственное оздоровление общества


В современном обществе «просвещение» стало означать обыденный труд по сбору знаний, сведений, труд умножения осведомленности в самонадеянном уповании, что знание – это и есть сила. Но каковы цели и направления этой силы? Знания ума, столь необходимые для временной жизни, никогда не заменят истинного сердечного знания сердца для жизни вечной. Будем помнить слова святителя Филарета Московского о том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера». Только тогда, когда приступим с верой к истинному знанию, мы увидим самих себя, искаженных и измученных грехом, искаженных страстями, нарушениями обетов Святого Крещения. И в Покаянии обретем благодать этого Таинства, которое святые отцы сравнивают со вторым крещением. «Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею…» (стихира Великой вечерни Крещения Господня). Это первые слова службы праздника, который от древних дней назывался также праздником Светов или днем Просвещения.

Потому истинное просвещение души есть просвещение законом Божиим, святыми Божественными заповедями: «Да возвеселится пустыня жаждущая,  да возрадуется пустыня, и процветет… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш» (Ис. 35: 1, 3–4). Подобная прежде просвещения пустыне душа человеческая возрадуется тогда встрече с Богом, возрадуется дарованной таинственной Благодати, хранящей и просвещающей каждого человека, приходящего в мир.

Просвещение церковное есть миссионерская функция церкви. «Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью». Потому религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.  /Из слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений/.

«Единственный выход из нашей человеческой и мирской тьмы – это вера в Истинный Свет – в Богочеловека Христа, и жизнь по этой вере. Отсюда только истинная вера во Христа истинно насыщает светом и просвещает. В ней – истинное просвещение, единственное и единое, ибо оно осиявает все пути в Бессмертную Истину, в Бессмертную Правду, в Бессмертную Любовь и ведет по этим путям в Царство Небесное, в Царство Божие. Кто истинно просвещен? Тот, кто живет истинной верой Христовой. Ибо он живет истинным, неугасимым, незаходимым светом, превращающим всякую ночь в день и озаряющим всякую тьму» (преподобный Иустин (Попович)).

Пресс-служба храма