ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 4-Ю ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ


Христос воскресе!

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское зачало об исцелении расслабленного, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении, в параличе возле так называемой Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 5: 2-15). Лежал человек и не терял надежды, что когда-то будет исцелен. Правда, Священное Писание говорит нам о том, что получить это исцеление было крайне сложно, поскольку только один раз в год сходил ангел на эту Овчую купель, возмущал воду, и тот, кто первый из тех, кто лежал близ этой купели, погружался в эту воду, доползал, добегал (каким образом двигался, мы не знаем), но, кто первый достигал этой купели, тот и получал исцеление. Один! А все остальные оставались ни с чем.

И вот тридцать восемь лет человек, лежавший при Овчей купели, хорошо всем известный, возможно, о котором многие думали: ну что он, на что он надеется? — лежал и не терял надежды. И пришел Господь со своими учениками, и подошел к этому человеку расслабленному — не в тот момент, когда должен был сходить ангел, а совсем в другой! — и обратился к этому человеку со словами: «Хочешь ли ты целым быти?» — т.е. быть здоровым. На это человек ответил: «Да, хочу, Господи, но не имею человека, который бы взял меня и отнес в эту купель и первым погрузил меня в тот момент, когда ангел воду возмутил».

Но на это Христос ответил: «Встань возьми постель твою и иди в дом твой». И человек этот встал и оказался здоровым и полностью исцеленным.

Святитель Иоанн Златоуст спрашивает в своем толковании, почему Господь подходит именно к этому человеку. И отвечает: для того чтобы обнаружить его терпение. Потому что терпение расслабленного воистину является подвигом мужества и подвигом веры. Потому что и неверность прошедшего времени, которое он видел и которое он переживал, и, конечно, неверность будущего (кто мог гарантировать, что он когда-то успеет первым войти в эту купель?!) должны были его в первую очередь, первым отвлечь от этой купели, поставить крест на ней, [заставить] остаться ни с чем, вернуться домой и лежать, сложив руки, умирать.

Но он не сдался. Он остался верным вере в милосердие Божие, что рано или поздно это произойдет. И Господь, действительно, пришел и исцелил.

Но обнаруживает Христос его терпение не для того, чтобы показать его этому человеку. Понятно, нет. Для каждого из нас это есть величайший пример того истинного терпения, упования, веры, надежды на Бога, которую должен иметь человек.

Мы говорим о человеке, который находился в Ветхом Завете, когда не было спасительной, искупительной, помогающей человеку благодати для спасения. Он не имел этого дара благодатного, который имеем мы, но получил просимое в силу своего терпения, в силу своей веры.

Так ли ведем мы себя, когда общаемся к Богу? Так ли мы уповаем на Него и верим — не то что тридцать восемь лет, не то что тридцать восемь месяцев, не то что тридцать восемь дней — и тридцать восемь минут, бывает, нам кажутся таким огромным сроком, который должен нас почему-то убедить, что не слышит нас Господь, отворачивается от нас. И, значит, что-то не так. Или у нас и в нашей жизни, а, может быть, и что-то где-то вообще не так, как мы часто думаем.

Но Господь обнаруживает терпение этого человека для того, чтобы засвидетельствовать каждому из нас, что, если мы верим и доверяем Господу, то в независимости от того, сколько мы времени ждем, мы получаем величайший дар от Бога благодаря тому, что находимся в общении с Ним. Что может быть дороже, чем богообщение?

Вообще, богообщение на языке Святых Отцов и есть спасение: человек, вступивший в общение с Богом, спасся. Конечно, по существу своему, по естеству, но начаток этого общения начинается именно здесь, на земле. И если бы все было хорошо в жизни у человека, все было бы здорово, как мы говорим: комфорт, уют, ближние, окружающие нас, нас понимают, слушают, исполняют наши просьбы, нас кругом все любят, — то нужен ли был бы нам Господь, и вспомнили бы мы о Нем? Конечно, бы не вспомнили.

Святоотеческая мудрость говорит нам, что Бог — помощник человеку в скорбех его (см. псалом 45:2). И вот милосердый Господь посещает часто свое создание именно таким своим замедлением в исполнении наших прошений не потому, что Он этого не может, и не потому, что Он этого не хочет, и, самое главное, не потому, что мы недостойны этого, — нет! А потому что знает, что как только будет исполнено просимое, мы сразу оставим Господа, отойдем на страну далече, утешимся полученным и будем жить так, как нам хочется жить, а не так, как нужно жить и как хочется Христу.

И вот в этом смысле исцеление расслабленного, чудо, является очень символичным.

Сегодняшнее главнейшее песнопение, пожалуй, этого воскресного дня начинается со слов: «Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте разслаблену» (кондак Недели четвёртой по Пасхе, о расслабленном). Вот, пожалуй, и ответ на вопрос, почему мы не чувствуем Бога, почему мы не нуждаемся в Христе, почему мы являемся такими бесчувственными к дарам благодати. Не потому, что Бог скрывается от нас, а потому, что те безместные деяния, то есть не имеющие места в нашей жизни быть на самом деле, но постоянно присутствующие, и грехи всяческие (не сказано, что смертные грехи, не сказано, что страшные грехи, а всяческие грехи) — вот что отяжеляет нашу душу, ложится на нее камнем, делает ее бесчувственной, а значит, и расслабленной.

Что значит в духовном смысле «расслабленная душа»? Это значит, что человек или душа абсолютно не чувствуют Божественной любви. Им абсолютно все равно, любит их Господь или не любит. Но в любви душа всяческая нуждается. И, не чувствуя любви Божественной, человек пытается эту любовь возместить чем-то другим или кем-то другим. И в силу того, что это уже происходит в жизни человека незаконно, не по Божественным законам, человек паки и паки, снова и снова погружает свою душу в страсти и грехи. Он делает ее действительно расслабленной. Как человек расслабленный не в состоянии двигаться, не в состоянии делать движения, часто не в состоянии сказать даже чего-то, точно так же и расслабленная душа. Она не в состоянии сделать шаг навстречу Господу.

Такой душе говорят: молись! Она умом понимает, что надо молиться и молиться есть дело богообщения и беседа с Богом. Но, встав на молитву, человек не чувствует ничего. Ему говорят: пойди поисповедуйся и причастись. Он это делает, но тоже ничего не чувствует. И говорит человек: не слышит Бог меня, не нужен я Ему.

Но на самом-то деле речь идет о другом. Эта полная неотзывчивость человеческой души, ума, сердца на то, что совершает с нами в Церкви Господь, есть еще и еще раз лишнее свидетельство того, что расслабление полное наступило в нашей жизни. И тогда остается человеку искать какой-то способ исцеления. Да, многие из нас это понимают, но, подобно расслабленному, лежат в расслаблении и ждут, что придет со стороны какой-то дядя или какая-то тетя, заплатит за нас, возьмет нас, поможет нам каким-то образом погрузиться в эту купель, где возмущается вода. Из внешних источников изольет на нас токи обильные благодати. И станем мы живыми и здоровыми и способными благоугождать Богу.

И Господь часто спрашивает нас: «Хочешь ли ты быть целым, здоровым?» (см.: Ин. 5:6) Т. е. нормальным, любящим своего Бога созданием. Мы говорим: да, но нет у нас человека такого, нет у нас такого храма, нет у нас такого священника, старцы перевелись, говорим мы, кто нам поможет стать такими? А Господь говорит просто: «Если хочешь [здрав] быть, встань, возьми постель твою, выбрось ее вообще и иди вслед за Мной» (см.: Ин. 5:8).

Все зависит исключительно от твоего личного расположения. Если ты хочешь, никто не вправе помешать тебе это сделать. Никто не в состоянии помешать тебе стать истинным христианином, любящим своего Бога созданием. Все заключается исключительно в твоем волеизъявлении, в твоем расположении духа, в твоей вере, в твоем уповании, в твоем мужестве и в твоей ревности.

И сегодняшний текст Священного Писания, удивительный отрывок, каждого из нас призывает, он просто кричит каждому из нас об этом: хватит находиться в этом духовном расслаблении! Станем истинными чадами Христовыми, прославим нашего Господа не только в храмах в эти пасхальные дни, а всею своею жизнью засвидетельствуем, что и мы в состоянии поверить Его животворящему слову, встать и пойти вслед на Ним.

Аминь.

прот. Георгий Климов

Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище,

11.05.2014